Два прекрасных дня на перевале Хампта-Пасс в Гималаях

Живописный Хампта-Пасс

В долине Куллу мы две недели были в йога-туре. Жили в Кришна-Темпл в Наггаре. Немного хайкили вокруг города. Несколько раз ездили на экскурсии по долине. И вот наконец решились: 1 и 2 октября мы провели в горах, в самом начале величественного перевала Хампта (Hampta Pass). Ночевать предстояло в палатках.

C названием, как это часто бывает в Индии — бардак. Индусы обычно называют и пишут «Хампта» (Hampta). Википедия настаивает, что «Хамта» (Hamta). В общем, если будете изучать и читать — это одно и то же.

Когда-то Хампта-Пасс был дорогой в потрясающе красивые долины Спити (Spiti Valley) и Лахул (Lahaul Valley) — их часто рисовал Николай Рерих. Сейчас к этим красотам подобраться на машине проще (хоть и с большим крюком) по перевалу Ротанг. А Хампта-Пасс для массового посещения практически закрыт.

У трассы Куллу-Наггар-Манали (ехать нужно по восточному берегу Беаса, свернуть нужно чуть не доезжая до Манали, если ехать от Куллу) стоит шлагбаум, и за него пускают только индусов, которые едут на машинах, для которых заранее должно быть сделано специальное разрешение. Иностранцы могут ехать только с индусами и должны предоставить копии паспортов и виз.

Более того — на реке, которая течёт вдоль перевала, только что построили электростанцию, и во многих местах по дороге не приветствуется, чтобы туристы выходили из машин и фотографировали (не то что бы кто-то смотрит, но объявления висят). А в точке, указанной на карте под этим абзацем — ещё один шлагбаум. И дальше проезд на машинах закрыт. Мы нашли удобную площадку рядом и встали с палатками, а многие туристы идут дальше пешком в многодневные походы.

Доехать по перевалу на автомобиле можно только до этой точки на карте, дальше — пешком:

И вот как мы провели те два октябрьских дня.

Перевал начинается очень сложным серпантином. Мы насчитали более тридцати поворотов, многие — совсем слепые, дорога кое-где — на одну машину. Но водители в Индии, кто работает с туристами, все как на подбор мастера. За все дни мы ни разу не видели плохих водителей, и наоборот — ежедневно восхищались мастерством.

О том, как обычно водят в Индии, читайте в материале: «Правила дорожного движения по-индийски«.

Серпантин перевала Хампта-Пасс на карте:

Вдоль дороги встречаются жилые дома, буддийские ступы, рукотворные водопады и технические сооружения для электротанции.

Ну и, конечно же, виды вокруг.

У конечной точки автомобильного маршрута (координаты есть в первой интерактивной карте в этом посте) мы полюбовались на гидротехническое сооружение и пошли ставить палатки.

Окрестные холмы порадовали горными ручьями и бесконечными пастбищами. Овцы с барашками, козочки с козлятками, лошади с жеребятками. Кришнаитский рай.

Закат был — что надо. Мы, конечно, переживали про дождь и холод. С дождём нам повезло — не было. А холод — это вопрос одежды. Наслаждаться горным воздухом, инфернальным небом и периодически падающими звёздами у нас получалось.

А утром мы пошли гулять. Натоптанная пастухами тропа идёт на северо-восток, вдоль горной реки. Мы гуляли всего несколько часов, а навстречу нам попадались группы, которые шли в многодневные походы до долины Спити.

А когда мы нагулялись и поехали обратно в Наггар, то с серпантина нам открылся очередной совершенно рериховский закат.

Оставьте первый комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.